С детства Сальвадор Дали интересовался живописью, в чем его поддерживали оба родителя. Когда ему было 13 лет, отец даже организовал выставку его рисунков дома, а год спустя – еще одну выставку в Муниципальном театре в Фигерасе.

Сальвадор Дали

Незаконченное обучение

В 1922 г. Дали отправился в Мадрид, чтобы учиться в школе искусств Сан-Фернандо. В то время он экспериментировал с искусством кубизма и дадаизма, тонкая поэтика которого интересовала его всю жизнь. В Сан-Фернандо он познакомился с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Дали не закончил художественную школу, потому что его исключили незадолго до выпускных экзаменов. Причина – высказывание о том, что ни один из его профессоров не является достаточно компетентным, чтобы проверять его умения.

Молодой Дали

Знакомство с Пикассо

В 1926 г. Сальвадор впервые отправился в Париж, где встретил Пабло Пикассо, которым очень восхищался. Работы Пикассо того периода также сильно повлияли на картины Дали, но он вскоре нашел свой собственный стиль живописи, который представлял собой сочетание многих стилей того времени и собственного воображения художника. Благодаря его знакомству с Пикассо, Дали был включен в группу парижских художников-авангардистов, которые с энтузиазмом приняли его. В это же время, по примеру Диего Веласкеса, он отрастил характерные усы.

Дали и Пикассо

Нарушение концепции времени и пространства

Дали считал себя гением, часто вызывал общественную критику, но его вклад в искусство был огромен. Его работы всегда были сложными, художник был одержим тем, что было запрещено в обычном обществе. Он также был очарован теорией относительности Эйнштейна, которая полностью опровергла устоявшуюся концепцию времени и пространства, понятий, часто присутствующих в творениях Сальвадора.

Тонкий баланс, тщательное внимание к деталям и тонкость в его картинах почти всегда имели сексуальные или насильственные оттенки, с помощью которых Дали прекрасно описывал беспокойные чувства со своих снов.

Актерская карьера

В 1929 г. Дали работал с кинорежиссером Луисом Бунюэлем, с которым снялся в знаменитом сюрреалистическом фильме «Андалузская собака» («Un chien andalou»). Позже, в 1931 г, его актерская карьера обогатилась еще одним фильмом «Золотой век» («L’Âge d’Or»).

Встреча с музой

В том же 1929 г. Сальвадор также встретил свою пожизненную музу, Галу, урожденную Елену Дмитриевну Делувину Дьяконову, которая была на 11 лет старше своего избранника и являлась женой поэта-сюрреалиста Поля Элюара. Дали начал жить с Галой в 1934 г, а в 1958 г. они поженились в рамках католической церемонии. В 1929 г. Дали также стал официальным членом парижской группы сюрреалистов, хотя он уже экспериментировал с сюрреализмом более 2-х лет.

Дали и Гала

Создание «Постоянства памяти»

В 1931 г. Сальвадор написал свою знаменитую картину «Постоянство памяти», в которой воплотились его идеи сюрреализма. Концепция сюрреализма Дали состояла в преобразовании реальных объектов и дискредитации реальности в фантастических композициях с сильным эротическим зарядом. Он защищал идею абсурда и роль подсознания в атмосфере, обогащенной гиперреализмом.

Символы художника

Дали в своей сюрреалистической работе использовал ряд символов. Его самым известным символом были плавные часы, которые должны были символизировать относительность времени, описанную Альбертом Эйнштейном. Сальвадор сказал, что эта идея возникла, когда он смотрел на тающий камамбер в жаркий летний день. Другим символом были слоны на тонких ногах и расползающиеся муравьи. По его словам, муравьи символизируют смерть и страх. Эти чувства происходят из его детства – когда он был маленьким, в качестве домашнего животного у него была летучая мышь. Однажды она умерла, и Дали нашел ее покрытой муравьями.

Плавные часы

Политические разногласия

Когда после гражданской войны к власти в Испании пришел генерал Франциско Франко, Дали стал одним из его сторонников-энтузиастов, настолько расстроив своих коллег-сюрреалистов, что был исключен из группы сюрреалистов. Бывшие коллеги даже начали говорить о нем в прошедшем времени, как об умершем. Более того, Сальвадора обвиняли в корыстности, никогда больше не приняли в свои ряды, и часто писали против него различные очерняющие статьи.

Проживание в США

В 1940 г. Дали и Гала отправились в США, где прожили 8 лет. В Соединенных Штатах Сальвадор также написал свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». После возвращения Дали поселился в Каталонии, где провел остаток своей жизни. В то время художественный диапазон его работ также расширился – он начал создавать скульптуры, создал несколько работ, посвященных оптическим иллюзиям, интересовался математикой и наукой. После повторного обращения к католицизму он также начал привлекать к своим работам больше религиозных элементов.

Творческое разнообразие

В 1960 г. Дали начал работать над своим театром и музеем в Фигерасе. С другой стороны, он также посвятил себя различным проектам в рекламе, в 1969 г. он разработал логотип для леденцов на палочке «Чупа-Чупс» (Chupa-Chups). С 30-х годов художник посвятил себя дизайну мебели, например, дизайну своего знаменитого дивана, который он создал по примеру губ актрисы Мэй Уэст. Он также разработал коллекцию из 39 ювелирных изделий, которые можно увидеть в его музее в Фигерасе. Сальвадор также работал с итальянским модельером Эльзой Скиапарелли и Диором, разрабатывая ряд парфюмерных флаконов и свои собственные духи.

Потеря музы

10 июня 1982 г. умерла любимая жена Дали Гала, что сильно опустошило художника. После ее смерти он перестал пить, вероятно, чтобы умереть от обезвоживания. Затем переехал в замок в Пуболе, который купил для Галы и где она умерла, чтобы быть ближе к ней. Другое вероятное самоубийство Дали произошло в 1984 г, когда он зажег огонь в своей спальне. Его друзья в конце концов позаботились о том, чтобы он вернулся в Фигерас, где он продолжил жить в своем музее.

Еще некоторые интересные факты

Сальвадор Дали – это многогранный человек. Интересных фактов из его жизни, наверное, хватило бы на целую книгу. Вот только краткий перечень.

  • В 1982 г. Дали испанским королем Хуаном Карлосом был повышен до благородного чина, когда он был назначен маркизом Пуболя.
  • Несмотря на то, что художник легко рисовал, быстро справлялся с импрессионизмом и кубизмом, мог овладеть мастерской техникой гладкой живописи, его сексуальная жизнь никогда не была легкой и, похоже, до конца своей жизни он не познал истинного ее смысла.
  • Когда во время пребывания в Париже его друзья-сюрреалисты затащили Сальвадора в бордель в начале 30-х годов, он не только не получил удовольствия с проституткой, но предпочел держаться подальше от веселья, наедине с собой.
  • Художник оставил после себя имущество на 130 млн. долларов, которое завещал испанскому государству. Оно обычно относилось к нему снисходительно, потому что Дали не всегда регулярно выполнял свои налоговые обязательства.
  • Сальвадор любил деньги, потому что гений (по его словам – одна из стадий, ведущих к ангелам) заслуживает того, чтобы его окружало разумное удобство.
  • Дали нашел женщину мечты, но он никогда не зачал с нею ребенка, о чем не сожалел. По-видимому, потому, что в некоторой степени он сам мог чувствовать себя по отношению к ней ребенком, хотя и не признавал этого.
  • В течение всей жизни художник, пытающийся изобразить всевозможные состояния ума, души, сознания и бессознательности, никогда не позволял себе проявить свои гомосексуальные наклонности, о которых постоянно ходили слухи.
  • Дали умер от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет 23 января 1989 г. в Фигерасе. Он был похоронен в склепе своего музея.

Сальвадор Дали, несомненно, был одним из самых известных художников ХХ века. Он стал легендой. Его картины вдохновляли и до сих пор вызывают воображение людей, но гораздо больше, чем работы художника, стал известен его эффектный, красочный и неповторимый образ жизни, который, казалось, превосходил и затмевал само жизненное дело. Сам Сальвадор был уникальным произведением искусства.

(Всего просмотров 45, просмотров сегодня 1)